Врачи научились спасать больных заменой микрофлоры кишечника. И всерьез заявляют: это начало новой эры для тех, кто мечтает сбросить лишний вес и жить до 100 лет.
После группы крови - группа флоры
Ученые ищут все новые и новые способы "сортировать" людей. Различаться друг с другом по крови мы уже привыкли. Последнее ноу-хау, над которым работают сразу несколько научных институтов: человеческие группы... флоры!
- Конечно, здесь все гораздо сложнее, чем с кровью, - рассказывает старший научный сотрудник Международного исследовательского центра имени Даниэля Карассо Рафаэль Бурде-Сикар. - В кишечнике человека находится до 2 килограммов бактерий - это 100 триллионов штук!
Здесь - 70 % иммунных клеток человека. И у каждого своя, индивидуальная микрофлора. Но было установлено, что у некоторых людей генетика флоры схожа.
Сейчас удалось поделить людей на 3 группы - энтеротипа. Типы микрофлоры назвали по типу бактерий, которых у человека в кишечнике больше всего. "Бактероиды" отличаются способностью хорошо расщеплять углеводы.
"Превотеллы" разрушают защитную слизь кишечника. А "руминококки" способствуют всасыванию сахаров. Первому типу практически не грозит ожирение, второй тип имеет больше рисков получить язву желудка, а в третьем типе больше всего диабетиков.
Причем принадлежность к той или иной группе флоры не зависит от расы и пола человека. Она может отличаться даже у близнецов: если они, скажем, живут в разных семьях.
Зачем это все ученым надо?
Оказывается, открытие объясняет многие тонкости: например, почему мы не переносим некоторые продукты. Почему на одного человека лекарство действует, а второй как будто пустышки глотает. И здесь же заложен ключ к вопросу: почему же мы не можем похудеть? Зная группу флоры, можно будет давать конкретные рекомендации по лекарственным препаратам и здоровому питанию.
- У людей с ожирением или аллергией флора сильно отличается от флоры худого, здорового человека, - рассказывает Рафаэль. - Учитывая эти особенности, в мире уже научились лечить людей бактериотерапией. Например, больной женщине врачи в Миннесоте полностью изменили флору кишечника донорской флорой мужа.
Содержимое кишечника растворили в молоке и несколько дней вводили через трубку в тонкий кишечник. Больную микрофлору заменили здоровой. И вылечили! А ведь дама в буквальном смысле умирала от последствий кишечной инфекции: она настолько исхудала, что передвигаться могла только в коляске.
И ежедневно по стаканчику
Как предполагают ученые, именно в составе микрофлоры кишечника припрятан секрет долголетия. Хорошо пока что спрятан: недаром общая площадь этого органа - 300 квадратных метров. Полтора теннисных корта. Так что для нас с вами установки группы флоры и "донорская пересадка" - это дело пусть недалекого, но будущего.
Но уже сейчас люди научились улучшать (хоть и ненадолго) состав микрофлоры. Пробиотики! Обогащенные молочнокислые продукты изменяют микрофлору кишечника, воздействуют на иммунитет и продлевают жизнь (см. "Кстати").
Пробиотик L. Casei Immunitass, к примеру, повышает иммунитет - снижает число инфекционных заболеваний. А бактерии Actiregularis улучшают моторную функцию кишечника. Описаны их свойства не на глазок - доказаны многочисленными клиническими испытаниями. Живут пробиотики только в свежих кисломолочных продуктах при температуре 2-6 градусов.
Правда, ученые предупреждают: увы, надолго пробиотики в организме не задерживаются. (А как бы было хорошо: выпил один раз йогурт - и точно доживешь до 100 лет!) Так что пока кисломолочку для здоровой и долгой жизни советуют пить ежедневно.
КСТАТИ
А мужики-то знают!
В роду великого российского ученого Ильи Мечникова мужчины умирали очень рано. В среднем не доживали и до 50 лет. Поэтому интерес к долголетию у него был, можно сказать, личный.
Он долго изучал особенности долгожителей Балкан и заметил, что в их рационе много кисломолочных продуктов... Предположил, что секрет долголетия именно в них. Мечников начал ежедневно пить кисломолочные продукты. И прожил 71 год!
Его примеру следуют многие известный люди. Например, 89-летний актер и преподаватель Владимир Этуш также признавался "Комсомолке", что каждый день пьет кефир. И именно в этом видит причину своей долгой творческой жизни.